Происшествия

СК проверяет соцсети на призывы к детям совершать роковые поступки

В Следственном комитете по распоряжению Александра Бастрыкина идет проверка соцсетей, в которых детей склоняют к опасным действиям. В последнее время такие соцсети, в первую очередь – «детский» Tik Tok, оказались в центре внимания родителей, политиков и правоохранителей. Начиная с конца февраля в социальных сетях стали распространяться ролики и информация, способная навредить здоровью или даже жизни. Об этом сообщают «Ветеранские вести» со ссылкой на публикацию Ивана Петрова в «Российской газете».

«В адрес Следственного комитета России поступают обращения с просьбой об организации процессуальной проверки с целью проведения оперативных и следственных мероприятий, направленных на пресечение распространения данной информации и установление лиц, причастных к ее распространению», — цитирует издание официального представителя СК Светлану Петренко.

На призывы в Tik Tok обратили внимание и власти Москвы. Как только ролики набрали вирусную популярность, в родительских коммьюнити в Сети появились предостережения.

В пресс-службе департамента образования и науки Москвы подтвердили, что школы действительно делали такую рассылку. Как сказали в ведомстве, это обычная практика в подобных случаях.

Наутро после заявлений от Следственного комитета TikTok объявила, что удаляет контент, нарушающий правила, в том числе тот, который изображает, пропагандирует, нормализует или прославляет нанесение себе вреда. Хештеги, под которыми такой контент распространяется, также блокируются, «чтобы предотвращать участие пользователей в опасных челленджах», подчеркнули в TikTok.

Для защиты детей приняты меры по пресечению соцсетями распространения призывов к опасным для жизни поступкам. По требованию Роскомнадзора администрации соцсетей ограничили доступ к таким материалам (более 450), сообщили в пресс-службе ведомства.

— Подростки — самая активная часть интернета. Они потребляют большую часть контента, — считает Андрей Масалович, ведущий эксперт по конкурентной разведке Академии информационных систем, президент Консорциума «Инфорус». — И именно они при этом наименее защищенная категория в силу отсутствия жизненного опыта. Интернет создает иллюзию анонимности (этому заблуждению подвержены даже опытные хакеры) и порождает явление геймификации, когда жизнь начинает восприниматься как компьютерная игра.

Юрий Жданов: надо считать подобные действия актом терроризма. Виновников немедленно арестовывать и требовать пожизненного заключения

Сеть позволяет всем «отклонениям» сбиваться в виртуальные стаи, есть и группы, склоняющие к опасным поступкам. Изучение вопроса позволяет предполагать, что эти группы управляются — кто-то отрабатывает технологию вовлечения как воронку продаж в рекламе. На первом уровне пользователя завлекают — яркой картинкой, чем-то необычным. На втором уровне ему предлагают залогиниться, оставить свои данные. На третьем его принимают в клан, происходит постепенная утрата индивидуальности. На четвертом уровне человек начинает делать то, чего от него ждет клан, иначе ему начнут угрожать.

У этих групп есть «дирижеры», организаторы, которых мы не видим, выявить их крайне трудно. Вот на них и должна лежать основная ответственность.

Глава Комитета Госдумы РФ по информационной политике Александр Хинштейн полагает, что пока вводить новые меры против таких опасностей в Сети не стоит.

«Законодательство только изменилось — месяц работает норма, предписывающая соцсетям блокировать и удалять запрещенное содержание, — сказал Александр Хинштейн. — Два месяца действуют новые штрафы для интернет-ресурсов за неисполнение требований Роскомнадзора. Прежде чем нам менять или ужесточать законодательство, надо посмотреть, как они работают на практике.

Юрий Жданов, генерал-лейтенант МВД, руководитель Российской секции Международной полицейской ассоциации:

— Тема не новая и уже есть опыт. Хочу напомнить, что лет 5-6 тому назад был всплеск призывов к непоправимым поступкам в соцсетях. Речь шла о сообществе «Синий Кит». Но тогда же удалось отработать эффективный алгоритм действий. И на несколько лет проблема практически ушла.

Что нужно сейчас?

  1. Во-первых, нормальные отношения в семье. Там, где есть контакт родителей с детьми, опасности меньше.
  2. Внимание учителей и классных руководителей. Подростки обычно делятся друг с другом своими мыслями и проблемами.
  3. Мониторинг соцсетей. И при Росмолодежи была создана специальная структура для этого. Но важна и активная позиция граждан.
  4. Оперативная блокировка опасного контента.
  5. Но сама блокировка не всегда эффективна. Сегодня очень многие умеют ее обходить. Поэтому куда важнее работа с соцсетями по удалению этого контента. На заблокированный сайт можно выйти, а на удаленный нельзя.
  6. Максимальная гласность. Надо широко информировать и детей, и родителей об угрозах.
  7. Работа психологическая с подростками — в смерти ничего хорошего нет.
  8. Международное сотрудничество.
  9. Поиск и наказание злоумышленников. Надо жестко наказывать авторов таких акций.
  10. Ну и самое радикальное предложение — расценивать подобные действия как акт терроризма, а не склонение к опасным действиям. Оперативно выявлять виновников, немедленно арестовывать и требовать для таких деятелей пожизненного лишения свободы, как за терроризм.

Ранее сообщалось, что соцсети обяжут публиковать ежегодные отчеты об удалении запрещенного контента.